Главная / Обзоры законодательства / Госзакупки: главные новости

 

29 июня 2020 года

Обзоры готовят специалисты «АО Консультант Плюс». В них содержатся аннотации к документам, включенным в систему КонсультантПлюс.

Получить отдельный необходимый документ, расширить спектр доступной Вам правовой информации и получить консультации по работе с системой КонсультантПлюс можно в ООО «полное ПРАВО» — региональном центре Сети КонсультантПлюс по Тюмени и Тюменской области.

Суды: госзаказчик не принял обеспечительную гарантию — у банка нет оснований удерживать комиссию

Победитель закупки оформил банковскую гарантию для обеспечения исполнения контракта и заплатил за это комиссию. Позднее он уведомил банк, что заказчик отказался принимать гарантию, поскольку та не соответствовала требованиям законодательства.

В связи с этим победителя признали уклонившимся от заключения контракта. Банк выдал новую гарантию. За переоформление победитель закупки снова заплатил комиссию. Однако заказчик отказался и ее принимать: сроки для заключения контракта истекли и его подписали со вторым участником.

Победитель вернул гарантии в банк и потребовал обратно уплаченную комиссию по первоначальной гарантии. Банк отказал по следующим причинам:

— по условиям программы выдачи гарантии возврат комиссии при досрочном прекращении обеспечительной гарантии не предусмотрен;

— банк не несет ответственности за свои гарантии и не обязан обеспечивать их соответствие требованиям закона, а также аукционной документации;

— победитель не предъявил замечаний к тексту банковской гарантии сразу после ее получения.

Истец с такой позицией не согласился. Он, в частности, указал:

— госконтракт не заключен, услуга по выдаче надлежащей банковской гарантии не оказана. Комиссионное вознаграждение — неосновательное обогащение банка;

— банк знал о требованиях к гарантии, но проигнорировал их;

— по правилам банка он обязан был выдать гарантию не по своей произвольной форме, а в соответствии с требованиями документации о закупке.

Первая и апелляционная инстанции поддержали победителя:

— банковская гарантия вступает в силу, если заключен контракт. В данном случае он не подписан;

— поскольку действие гарантии не началось, обязательства по ней не возникли — у банка нет оснований для получения вознаграждения;

— риск несоответствия условий гарантии требованиям к ней лежит на банке. Он знал, каким требованиям должна соответствовать гарантия, поскольку специализируется на выдаче таких документов именно в сфере госзакупок;

— оформление и распечатка 2 листов документа, поименованного «Банковская гарантия», не означают, что услуга по предоставлению обеспечения исполнения контракта оказана. Никаких рисков и обязательств банк на себя не взял;

— вознаграждение выплачивается банку именно за пользование гарантией в течение срока, на который она выдана, а не за оформление.

С этими выводами согласилась и кассационная инстанция.

Документ: Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2020 по делу N А40−188216/2019

 

 

Ответственность участников за предоставление недостоверной информации в госзакупках хотят ужесточить

Минюст подготовил проект поправок к КоАП РФ, который предусматривает административную ответственность участников госзакупок за предоставление заведомо ложных сведений об ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ. Если проект примут, юрлиц, солгавших о том, что они не привлекались к ответственности за незаконное вознаграждение от имени организации в течение 2 лет до момента подачи заявки, будут штрафовать на сумму от 100 тыс. до 150 тыс. руб.

Общественное обсуждение проекта продлится до 10 июля.

Напомним, что с 1 января 2021 года операторы электронных площадок, помимо других сведений, будут передавать заказчикам данные о привлечении участников к ответственности за незаконное вознаграждение от имени юрлица. Это новшество планировали внедрить с 1 января 2020 года, однако дату перенесли.

Документ: Проект федерального закона

 

 

ФАС объяснила, когда нельзя требовать конкретные показатели товара при госзакупке работ и услуг

Ведомство подтвердило: нельзя требовать от участников закупки представить в первых частях заявок конкретные показатели товара, используемого при выполнении работ (оказании услуг). Когда речь идет о таких товарах, от участника нужно только согласие на выполнение работ (оказание услуг).

Если же по условиям документации производится поставка товара, то в первой части заявки нужно указать наименование страны происхождения товара, его конкретные показатели и товарный знак (при наличии).

Антимонопольный орган объяснил, как отличить использование товара от поставки. Так, нельзя требовать указать конкретные показатели, если:

— товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;

— товар не принимается к бухучету заказчика;

— в качестве товара выступают строительные и расходные материалы, моющие средства и т. п., используемые при выполнении работ (оказании услуг), без которых невозможно их выполнить (оказать).

Например, при выполнении работ по текущему ремонту обои и клей не передаются заказчику, а используются, поэтому заказчик не может требовать указать в заявке конкретные показатели товара. Если же в рамках выполнения работ по текущему ремонту необходима установка кондиционера, заказчик может требовать конкретные показатели товара, поскольку:

— кондиционер передадут заказчику по результатам работ;

— товар примут к бухучету заказчика;

— товар в этом случае не является строительным или иным расходным материалом.

Ранее аналогичную позицию сформулировал Минфин.

Документ: Письмо ФАС от 25.06.2020 N ИА/53616/20 (https://fas.gov.ru/documents/686843)

 

 

Хотят изменить правила нацрежима при госзакупках одноразовых медизделий из ПВХ

Планируют изменить постановление правительства, ограничивающее допуск ряда иностранных медизделий.

Сейчас его правила действуют, в частности, при закупке некоторых изделий из ПВХ. Ограничения, возможно, придется устанавливать и при закупке одноразовых медизделий, изготовленных из иных пластиков, полимеров и материалов.

Эти закупки будут проводиться с особенностями. Так, поставщика нужно будет определять из числа участников закупки, предложивших продукцию:

— производителей, которые локализуют собственное производство и реализуют медизделия из перечня N 2;

— производителей, у которых показатель локализации собственного производства соответствует ежегодному достижению такого показателя.

Данные правила сейчас действуют при закупке одноразовых медизделий из ПВХ для некоторых ФГБУ и региональных ГБУ. Правила утратят силу, круг заказчиков не будет ограничен.

Общественное обсуждение проекта продлится до 3 июля 2020 года.

Документ: Проект Постановления Правительства РФ

 

 

В правительство направлен проект поправок по госзакупкам в сфере строительства

На сайте Минфина появилась информация о том, что в правительство внесли поправки к некоторым актам, которые касаются закупок в сфере строительства.

В частности, строительные закупки планируют исключить из обязательного аукционного перечня. Это значит, что заказчики смогут проводить их как с помощью аукциона, так и посредством конкурса. Изменятся и правила оценки конкурсных заявок. Так, заказчик сможет оценивать опыт по виду объекта строительства (линейный, особо опасный, уникальный или «обычный»), а также по виду ранее исполненного контракта (КЖЦ, контракт «под ключ» или «обычный» договор строительного подряда).

Планируют скорректировать и доптребования к участникам таких закупок. В частности, период, за который учитывается строительный опыт, увеличат с 3 до 5 лет. Участники закупки работ по строительству, реконструкции не смогут подтвердить такой опыт исполненным контрактом на капремонт или снос объекта.

О том, как ранее Минфин предлагал скорректировать доптребования для участников строительных закупок, читайте в нашем обзоре.

Документ: Информация Минфина России от 19.06.2020 (https://www.minfin.ru/ru/press-center/?id4=37093-minfin_rossii_razrabotal_i_vnes_v_pravitelstvo_rossiiskoi_federatsii_izmeneniya_o_perevode_zakupok_v_sfere_stroitelstva_na_konkurs)

 

 

Квотирование закупок товаров из ЕАЭС: проекты приняты в первом чтении

Проекты предусматривают поправки к Законам N N 44-ФЗ и 223-ФЗ. Заказчики должны будут выполнять обязательную долю закупок товаров из ЕАЭС, а также работ и услуг, в составе которых используются такие товары.

Размер минимальной доли, перечень продукции, сферу закупок, форму отчета утвердит правительство.

Подробнее об изменениях читайте в нашем обзоре, который был подготовлен на стадии внесения проектов в Госдуму. Их тексты остались прежними.

Документы: Проект Федерального закона N 969960−7

Проект Федерального закона N 970027−7

«КонсультантПлюс: Новости для специалиста по закупкам» {КонсультантПлюс}

 

Еженедельные обзоры подготавливаются специалистами «АО Консультант Плюс» и содержат аннотации к документам, введенным в систему КонсультантПлюс.

Получить отдельный необходимый документ, расширить спектр доступной Вам правовой информации и получить консультации по работе с системой КонсультантПлюс можно в региональном центре Сети КонсультантПлюс по Тюмени и Тюменской области ООО «полное ПРАВО».