Главная / Обзоры законодательства / Новости для юриста

2 февраля 2018 года

Еженедельные обзоры подготавливаются специалистами «АО Консультант Плюс» и содержат аннотации к документам, введенным в систему КонсультантПлюс.

Получить отдельный необходимый документ, расширить спектр доступной Вам правовой информации и получить консультации по работе с системой КонсультантПлюс можно в региональном центре Сети КонсультантПлюс по Тюмени и Тюменской области ООО «полное ПРАВО».

Утвержден список госуслуг, которые компании вправе получить независимо от своего места нахождения

В перечень госуслуг, по которым уже с февраля можно подать запросы, документы и информацию и получить результат в любом подразделении соответствующего госоргана, вошли:

— регистрация автомототранспортных средств и прицепов к ним;

— предоставление заинтересованным лицам сведений из реестра дисквалифицированных лиц;

— предоставление сведений и документов из ЕГРЮЛ;

— предоставление сведений из Единого государственного реестра недвижимости;

— государственный кадастровый учет недвижимости и (или) госрегистрация прав на нее;

— выдача фитосанитарных и (или) карантинных сертификатов.

Большинство услуг можно будет получить и в МФЦ, однако есть исключения, в числе которых регистрация автомобилей.

Среди госуслуг, в отношении которых экстерриториальный принцип начнет действовать с января 2019 года:

— выдача выписок из реестра федерального имущества;

— предоставление в собственность или аренду федеральной земли без проведения торгов;

— прием и учет уведомлений о начале осуществления отдельных видов работ и услуг по специальному перечню.

В будущем перечень планируют дополнить.

Документ: Распоряжение Правительства РФ от 19.01.2018 N 43-р (действует с 1 февраля 2018 года, за исключением отдельных положений)

 

Минстрой предлагает штрафовать за уклонение от заключения договора на вывоз мусора

За необоснованный отказ или уклонение от заключения с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами предлагается штрафовать.

Размер штрафа для компаний может составить от 150 тыс. до 200 тыс. руб., а для должностных лиц — от 30 тыс. до 40 тыс. руб.

Документ: Проект федерального закона (http://www.minstroyrf.ru/docs/16129/)

 

Производство органической продукции предлагается регламентировать

На рассмотрении Госдумы находится законопроект, регулирующий некоторые аспекты изготовления органической продукции.

Так, сведения о производителях растительной, животной пищевой продукции для человека, а также кормов для животных предлагается вносить в единый государственный реестр. Таким образом, потребители смогут бесплатно получать информацию о производителях и видах продукции. Сельскохозяйственные товаропроизводители, внесенные в реестр, будут иметь право на господдержку согласно закону о развитии сельского хозяйства.

Проектом предлагается также ввести добровольную сертификацию органической продукции. Производители сертифицированных товаров получат право разместить на них специальный знак. Форму и порядок его использования власти утвердят отдельно.

Все производители органической продукции смогут рассчитывать на информационную и методическую поддержку от властей. Например, их будут информировать о научных исследованиях и экспериментальных разработках, направленных на получение технологий и способов производства органической продукции.

Отметим, что новое регулирование не будет распространяться на производителей парфюмерно-косметической продукции, лекарственных средств и др. (полный перечень указан в ч. 2 ст. 1 законопроекта).

Документ: Проект Федерального закона N372830−7 (http://sozd.parlament.gov.ru/bill/372830−7)

Внесен в Госдуму 25 января 2018 года

 

Дело табак: товары для вейпа могут получить статус, аналогичный сигаретам

Проект закона содержит определения и описания приспособлений, которые используют для употребления никотина способами, отличными от курения. Назовем их для удобства электронными сигаретами. Наряду с этим даны определения никотиносодержащей продукции, никотиносодержащей жидкости, а также нагреваемого табака.

Так, никотиносодержащей жидкостью предлагается считать растворы (жидкости или гели) с содержанием жидкого никотина в объеме от 0,1 мг/мл, готовые для использования потребителем в электронных системах доставки никотина.

В документе предусмотрен запрет на розничную продажу (ст. 10):

— одноразовых электронных устройств с никотиносодержащей жидкостью более 3 мл;

— сменных картриджей для многоразовых устройств с таким же объемом никотиносодержащей жидкости;

— многоразовые устройства с объемом контейнера для жидкости более 10 мл;

— никотиносодержащей жидкости в упаковке объемом более 30 мл.

Положения о запрете могут вступить в силу с 1 января 2019 года.

Как и в случае с реализацией сигарет, планируется запретить продажу устройств и никотиносодержащей продукции несовершеннолетним. Продавец будет обязан потребовать документ, удостоверяющий личность покупателя, если сомневается в его возрасте.

Информация о никотиносодержащей продукции для потребителя должна будет сопровождаться предупреждением о привыкании к никотину и его вреде.

Напомним, что это не первая попытка урегулировать оборот никотиносодержащих устройств. С февраля прошлого года в Госдуме находится проект, который до сих пор не прошел ни одного чтения.

Документ: Проект федерального закона (http://regulation.gov.ru/projects#npa=77869)

Публичное обсуждение завершается 26 февраля 2018 года

 

Мосгорсуд обязал организацию уволить сотрудника, хотя заявление об уходе она не получала

Работник отправил письмо с заявлением по почте, однако оно вернулось назад. Тогда сотрудник попытался уволиться через суд, но первая инстанция его не поддержала. Суд указал: работодатель не знал о желании сотрудника расторгнуть трудовой договор. А сотрудник, в свою очередь, не мог уйти без предупреждения за две недели.

Мосгорсуд с таким подходом не согласился.

Он учел, что письмо было направлено по надлежащему адресу организации, указанному в трудовом договоре, приказе о приеме на работу. Риск не получить заявление был на работодателе, сотрудник имел право уволиться через две недели после направления письма.

Отметим, ранее уже встречалась подобная практика.

Документы: Апелляционное определение Московского городского суда от 14.12.2017 N 33−43911/2017

Как оформить увольнение работника по собственному желанию? (Путеводитель по кадровым вопросам)

 

Вероятно, финансовым компаниям станет легче идентифицировать иностранцев

По законопроекту Росфинмониторинга организации, осуществляющие операции с деньгами или другим имуществом, должны запрашивать у иностранных граждан или лиц без гражданства сведения о миграционных документах только в исключительных случаях. Речь идет о документах, подтверждающих право данных лиц пребывать (проживать) в РФ.

Проект называет два таких случая:

— если операциям иностранцев или апатридов присвоена высокая степень риска их совершения для легализации преступных доходов или финансирования терроризма;

— если Росфинмониторинг запросит у финансовой компании сведения о миграционных документах.

В этих ситуациях компаниям нужно будет документально зафиксировать полученные ими сведения.

Исполнять новые правила не потребуется, если человек не обязан иметь указанные документы согласно международным договорам РФ и ее законодательству.

Сейчас до приема на обслуживание иностранцев или лиц без гражданства организации по общему правилу обязаны устанавливать данные миграционной карты и документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в РФ.

В пояснительной записке к проекту отмечается, что сейчас у финансовых компаний нет возможности проверить достоверность миграционной информации, полученной из соответствующих документов.

Документ: Проект федерального закона (http://regulation.gov.ru/p/77807)

Публичное обсуждение завершается 21 февраля 2018 года

 

ВС РФ предложил создать отдельные апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции

По законопроекту будет создано пять апелляционных и девять кассационных судов общей юрисдикции. Тем самым планируется оптимизировать нагрузку на суды и обеспечить их независимость.

Планируется, что апелляционные суды во второй инстанции будут рассматривать дела:

— по жалобам и представлениям на не вступившие в силу акты областных и равных им судов, принятые ими в первой инстанции;

— по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

За судебными коллегиями областных и равных им судов оставят апелляционное рассмотрение не вступивших в силу решений районных судов, принятых ими в первой инстанции.

Кассационные полномочия областных и равных им судов предлагается полностью передать новым кассационным судам. Последние в третьей инстанции будут разрешать дела:

— по жалобам и представлениям на вступившие в силу судебные акты;

— по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

При необходимости вне мест пребывания новых судов будут образованы постоянные судебные присутствия, уполномоченные рассматривать дела. Для этого должен быть принят отдельный федеральный закон.

По проекту нововведения должны вступить в силу 1 июля 2018 года. При этом день начала деятельности новых судов определит Пленум ВС РФ.

Документ: Проект Федерального закона N 374020−7 (http://sozd.parlament.gov.ru/bill/374020−7)

Внесен в Госдуму 26 января 2018 года

 

ВС РФ: если договором допускается субаренда, то согласие арендодателя на каждую сделку не требуется

Согласие арендодателя на сдачу имущества в субаренду может быть выражено в самом договоре. В таком случае арендатор не должен получать согласие на каждую конкретную сделку. Об этом высказывался еще ВАС РФ, теперь Верховный суд подтвердил эту позицию и разобрал еще один интересный нюанс.

В рассматриваемой ситуации арендодатель направил односторонний отзыв своего согласия на субаренду, которое было выражено отдельным условием договора. Окружной суд решил, что подобное условие — это предварительное согласие на совершение сделки, и его можно отозвать. ВС РФ разъяснил, что никаким предварительным согласием это условие не является и изменять такое условие нужно не отзывом, а так, как положено изменять обычное условие договора.

Документ: Определение ВС РФ от 22.01.2018 по делу N 303-ЭС17−13540

 

ВС РФ предлагает сторонам мириться по новым правилам

Законопроект призван дать сторонам больше возможностей для урегулирования споров. Вводится новый институт примирения сторон, а также корректируются некоторые положения о медиации.

Примирение сторон по общему правилу будет возможно на любой стадии производства по делу и при исполнении судебного постановления. Об этом могут ходатайствовать стороны, также примирение может предложить суд. Вводятся отдельные виды примирительных процедур:

  1. Переговоры. Предполагается, что они будут проходить на условиях, определенных сторонами. Законом или договором могут быть предусмотрены случаи, когда переговоры должны проводиться в обязательном порядке.
  2. Сверка документов. Этот вид примирительных процедур может применить суд, если решит, что ознакомление стороны с документами может позволить урегулировать спор. Речь идет о письменных доказательствах, с которыми сторона не была ознакомлена до предъявления иска или до начала судебного разбирательства. Срок процедуры — не более месяца.
  3. Медиация. Проводится по закону о медиации. Кстати, согласно проекту профессиональными медиаторами смогут быть судьи в отставке.
  4. Судебное примирение. Эта процедура будет проводиться с участием судебного примирителя. Ее можно применить на любой стадии производства по делу. Регламент проведения судебного примирения утвердит Верховный суд.

Все эти виды будут доступны как в арбитражном, так и в гражданском и административном судопроизводстве.

Результатом примирительных процедур может быть мировое соглашение, частичный или полный отказ от иска или признание иска, соглашение по обстоятельствам дела и другие результаты.

Документ: Постановление Пленума ВС РФ от 18.01.2018 N 1

 

Кто успел, того и приняли: можно не рассматривать всех кандидатов на должность

Организация не взяла на работу соискателя, хотя он считал, что соответствует вакансии по всем параметрам. Кандидат обжаловал отказ, но суд не встал на его сторону.

Суд установил: когда истец направлял резюме, работодатель уже выбрал другого претендента и начал оформлять его на работу. При этом в организации была только одна вакантная должность, подходящая «опоздавшему» соискателю.

Истец указал: он не успел поучаствовать в конкурсе потому, что работодатель разместил вакансию на специализированном сайте позднее, чем начал рассматривать претендентов. С этим доводом суд не согласился. Работодатель может искать кандидатов через различные средства, в том числе через специальные сайты, газеты, службу занятости. Поэтому сам факт размещения объявления в Интернете не говорит о том, что нельзя заполнять вакансии иными способами.

Напомним: заключение трудового договора с конкретным лицом — это право, а не обязанность работодателя, но отказ в приеме на работу должен быть обоснованным. За невыполнение этого условия грозит предупреждение или штраф. Для должностных лиц штраф составляет от 1 тыс. до 5 тыс. руб., для юрлиц — от 30 тыс. до 50 тыс. руб.

Документы: Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 12.09.2017 N 33−19103/2017 по делу N 2−1140/2017

 

ЦБ РФ подготовил законопроект, который не предусматривает обмен криптовалют на деньги

Это одно из основных отличий проекта о цифровых финансовых активах от аналогичного документа Минфина. Напомним, что последний планирует разрешить владельцам криптовалют обменивать их на цифровые финансовые активы другого вида, а также на рубли, иностранную валюту или иное имущество.

В пресс-релизе Банк России отметил, что обращение ничем не обеспеченных криптовалют рискованно как для потребителей, так и для инвесторов.

ЦБ РФ предлагает разрешить обмен лишь токенов и только на деньги. В пресс-релизе указано, что речь идет о токенах, выпускаемых в рамках ICO для привлечения финансирования на территории РФ. По проекту Центробанка все гражданско-правовые сделки с приобретенными токенами должны быть запрещены. Исключение — сделки, направленные на осуществление прав, предоставляемых токенами согласно публичной оферте об их выпуске.

В отношении требования совершать обмены только через специального оператора солидарны разработчики обеих версий законопроекта.

ЦБ РФ предполагает, что операторами обмена цифровых финансовых активов смогут стать помимо организаторов торговли все компании, которые на данный момент являются профучастниками рынка ценных бумаг. В проекте Минфина речь шла только о следующих профучастниках:

— брокерах;

— дилерах;

— форекс-дилерах;

— управляющих ценными бумагами.

Документ: Проект федерального закона (http://www.cbr.ru/analytics/standart_acts/others/2018012501.pdf)

 

ВС РФ: всех работников организаций торговли нужно отправлять на медосмотры

Верховный суд решил, что юрлицо правомерно оштрафовали на 120 тыс. руб. за допуск к работе лиц, не прошедших медосмотр.

Компания специализировалась на оптовой торговле машинами, оборудованием и принадлежностями к ним. Она указала, что допущенные к работе без медосмотра сотрудники занимались не реализацией продукции, а лишь аналитической и административной деятельностью.

ВС РФ отметил: в перечне работ, при которых необходимы медосмотры, речь идет о труде во всех организациях торговли. Ни конкретные ее виды, ни реализуемая продукция в этом документе не указаны.

Также суд учел: есть специальные противопоказания для тех, кто изготавливает и реализует пищевую продукцию. В остальной части правила касаются всех без исключения работников торговли.

Интересно заметить: Роспотребнадзор придерживался иной позиции. Он указывал, что медосмотры обязательны для тех, кто непосредственно контактирует с продовольственным сырьем, пищевой продукцией.

Документы: Постановление ВС РФ от 06.12.2017 N 34-АД17−5 (http://vsrf.ru/stor_pdf.php?id=1610464)

Что должен знать работодатель об обязательных медосмотрах? (Путеводитель по кадровым вопросам)

 

Минфин разработал законопроект о криптовалютах и токенах

В проекте даются определения криптовалюты, токена, майнинга, смарт-контракта и других понятий. Приводятся особенности выпуска токенов, а также обращения этих активов и криптовалют.

Криптовалюты и токены хотят отнести к цифровым финансовым активам, которые при этом не являются законным средством платежа в РФ. А майнинг, т. е. создание криптовалюты и (или) валидация указанных активов для получения криптовалюты, предлагается считать предпринимательской деятельностью.

Вместе с тем планируется разрешить обменивать цифровые финансовые активы одного вида на другой, а также на рубли, иностранную валюту или иное имущество. Эти сделки должны проводиться только через оператора обмена указанных активов. Операторами смогут стать организаторы торговли, а также российские компании, которые занимаются брокерской или дилерской деятельностью (в том числе форекс-дилеры) либо управлением ценными бумагами.

Наиболее подробно проект раскрывает особенности выпуска токенов, а именно последовательность действий по их отчуждению. Предусмотрено, что у токена определенного вида может быть только один эмитент. Лица, которые не являются квалифицированными инвесторами, смогут купить в рамках одного выпуска токены на сумму не более 50 тыс. руб. В таком случае приобретаемый токен зачисляется на специальный счет, который открывает оператор.

Чтобы выпустить токены, их эмитенту нужно:

— опубликовать публичную оферту, инвестиционный меморандум (в проекте приводятся перечни сведений, которые эти документы должны содержать), а также иные необходимые для выпуска документы;

— заключить договоры, в том числе в форме смарт-контракта, на отчуждение и оплату токенов их приобретателями.

Документ: Проект федерального закона

 

Договор с властями на землю: чтобы не было лишних расходов, следуйте его положениям буквально

Компания заключила с администрацией городского округа договор на право разместить на земельных участках некапитальные объекты. По истечении срока действия договора они подлежали демонтажу. Вопреки этим условиям, общество возвело капитальные строения, а когда договор истек, отказалось их сносить.

Нижестоящие инстанции посчитали, что общество как собственник недвижимости обладает исключительным правом приобрести в собственность или аренду земельные участки, на которых расположены объекты. Суды исходили из того, что стройка была полностью законной, администрация ее согласовала.

ВС РФ такую логику не поддержал: подписывая договор, компания соглашалась с тем, какие именно объекты ей разрешается размещать, и обязалась возвратить землю без построек на ней.

Верховный суд указал, что договор неверно квалифицирован судами, в материалах дела нет доказательств того, что администрация согласовала строительство капитальных объектов.

Дело направлено на новое рассмотрение. Скорее всего, ситуация разрешится не в пользу компании.

Документ: Определение ВС РФ от 16.01.2018 N 305-ЭС17−14514

 

В Госдуму внесен проект о повышении предельной суммы микрозаймов для компаний и ИП

По проекту МФО сможет выдать один или несколько микрозаймов компании или ИП, если сумма основного долга по таким займам перед этой МФО не превысит 5 млн руб. Сейчас сумма ограничивается 3 млн руб.

Документ: Проект Федерального закона N 371833−7 (http://sozd.parlament.gov.ru/bill/371833−7)

Внесен в Госдуму 24 января 2018 года

 

Правительство хочет ввести новые штрафы за нарушение требований антитеррористической безопасности

Наказывать предлагают за нарушение требований антитеррористической защищенности объектов и воспрепятствование их соблюдению. Проект не касается нарушений, связанных с объектами транспортной инфраструктуры, транспортными средствами и объектами топливно-энергетического комплекса.

Юрлиц планируют штрафовать на сумму от 100 тыс. до 500 тыс. руб., должностных лиц может ждать дисквалификация от полугода до трех лет или штраф от 30 тыс. до 50 тыс. руб.

Напомним, что правительство установило такие требования, например, для торговых объектов, мест массового пребывания, объектов спорта для проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года.

Документ: Проект Федерального закона N 371897−7 (http://sozd.parlament.gov.ru/bill/371897−7)

Внесен в Госдуму 24 января 2018 года

 

МЧС уточнит, какую дату считать днем подачи пожарной декларации и как вносить в нее изменения

МЧС предлагает ввести новый регламент, но в основном он содержит уже известные положения. Отметим два интересных уточнения.

Изменение декларации

Если требования пожарной безопасности или сведения в декларации изменились, компания должна будет подать в территориальный орган МЧС заявление о внесении изменений в реестр. Оно будет составляться в произвольной форме. К заявлению нужно будет приложить копии документов, подтверждающих наличие изменений.

По проекту это один из двух способов узаконить изменения. Второй вариант — разработать новую пожарную декларацию с учетом всех поправок.

Сейчас в случае изменений декларация уточняется или разрабатывается вновь. При этом уточнение происходит путем внесения в нее изменений, которые прилагаются к декларации.

Дата подачи декларации

Днем представления декларации будут считаться следующие даты:

— день регистрации заявления — если документ будет подан непосредственно в МЧС (полагаем, что имеется в виду регистрация декларации как входящей корреспонденции территориального органа);

— день получения отправления — если декларацию направят по почте;

— день регистрации заявления в системе электронного документооборота МЧС — если документ будет представлен через Единый портал госуслуг.

Данные положения важны, например, для своевременного исполнения обязанности по представлению уточненной пожарной декларации. По Закону о техрегламенте о требованиях пожарной безопасности на это отводится год со дня изменения сведений.

Отметим, регламент содержит ряд технико-юридических неточностей, которые, вероятно, будут устранены, когда проект станет нормативным правовым актом.

Документ: Проект приказа МЧС России (http://regulation.gov.ru/projects#npa=77662)

Независимая экспертиза завершается 19 марта 2018 года

 

ВС РФ разъяснил, когда можно не выплачивать премии сотрудникам

Спор возник из-за того, что организация прекратила выдавать сотруднику ежемесячную премию.

ВС РФ установил: ни трудовым договором, ни положением об оплате труда прямо не предусматривалось, что премия — это обязательная часть зарплаты. Значит работодатель вправе самостоятельно определять, премировать ли сотрудника.

Верховный суд также отметил, что условия назначения премии устанавливает работодатель, закрепляя их в локальном нормативном акте. В частности, размер премии может зависеть от результатов экономической деятельности организации.

Чтобы избежать спорных ситуаций, лучше прямо указать в трудовом договоре и локальных актах, что премия не является обязательной выплатой.

Документ: Определение ВС РФ от 27.11.2017 N 69-КГ17−22